Симптомы цистита у женщин и мужчин и его признаки

Термин цистит обозначает воспалительное заболевание стенок мочевого пузыря человека. Это достаточно распространенное заболевание, частота которого колеблется от 11 до 24%, женщины болеют в 2 раза чаще мужчин, что связано с особенностями строения мочевыводящей системы. В половине случаев цистит может переходить в хроническую форму, которая может протекать годами с периодами ремиссии (улучшения) и обострения.

Причины и механизм развития цистита

Основной причиной возникновение цистита является инфекция, чаще всего бактериальная. Виды инфекций, которые вызывают развитие воспалительного заболевания мочевого пузыря:

• неспецифическая инфекция – бактерии, которые являются представителями условно-патогенной микрофлоры организма (при достаточной активности иммунитета они себя ничем не проявляют) и могут вызывать воспаление в мочевом пузыре и в других органах и тканях при определенных условиях – кишечная палочка, стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка;

симптомы цистита

Фото: симптомы цистита

• специфическая инфекция – микроорганизмы отсутствуют на слизистой оболочке мочевого пузыря, однако при попадании вызывают развитие заболевания только в органах мочеполовой системы – уреаплазма, хламидии;
  • химические раздражители – в результате неправильного питания с повышенным содержанием консервантов;
  • аутоиммунные нарушения – в результате сбоя клетки иммунной системы воспринимают слизистую оболочку мочевого пузыря как чужеродную.

Попадает неспецифическая инфекция в мочевой пузырь такими основными путями:

1. восходящий путь инфицирования – микроорганизмы попадают в мочеиспускательный канал, а затем выше в мочевой пузырь;
  2. нисходящий путь инфицирования – инфекция изначально находится в почках, затем по мочеточникам попадает в мочевой пузырь;
  3. гематогенный путь инфицирования – очаг инфекции находится в другом органе (желудочно-кишечный тракт, желчный пузырь) и с током крови по сосудам попадает в мочевой пузырь.

К развитию цистита чаще приводят представители неспецифической инфекции при определенных условиях, приводящих к снижению активности иммунной системы:

• местное и общее переохлаждение;
  • длительное эмоциональное перенапряжение и стрессы;
  • неправильное питание с недостаточным поступлением в организм витаминов и белков, необходимых для нормальной работы иммунитета;
  • нарушение в организации режима труда и отдыха;
  • хроническое недосыпание;
  • врожденная недостаточность иммунитета.

Специфическая инфекция, которая вызывает цистит, не является условно-патогенной флорой, то есть для развития заболевание необходимо попадание микроорганизмов на слизистую оболочку мочевого пузыря. Путь инфицирования – половой, при большом количестве половых партнеров и отсутствии предохранения презервативами.

В вязи с анатомическими особенностями строения мочевыводящего канала женщин, у них цистит развивается практически в 2 раза чаще, чем у мужчин. Причины цистита у женщин связанны с такими анатомическими особенностями:

• короткая уретра (мочеиспускательный канал) – у женщин длина уретры составляет 3-4 см, что способствует восходящему инфицированию, у мужчин – 15-17 см;
  • диаметр мочеиспускательного канала – у женщин уретра больше в диаметре, чем у мужчин, что также способствует попаданию бактерий в мочевой пузырь;
  • близкое расположение анального отверстия к выходу мочеиспускательного канала у женщин способствует более частому инфицированию мочевого пузыря кишечной палочкой.

Классификация и виды цистита

Классификация и разделение цистита на виды построены на длительности заболевания, причинах, распространенности воспаления и морфологических изменениях.

Цистит

Иллюстрация — Цистит

По длительности течения процесса выделяют:

• острый цистит – заболевание начинается остро, его длительность не превышает 1-го месяца;
  • хронический цистит – длительно протекающий процесс больше полугода, с периодами улучшения и обострения.

По причине заболевания цистит разделяется на такие виды:

• первичный цистит – воспаление развивается только на слизистой оболочке мочевого пузыря и его стенках, бывает инфекционный, химический, аутоиммунный цистит;
  • вторичный цистит – является результатом заболевания других органов мочеполовой системы – цистит при мочекаменной болезни, простатите у мужчин, в результате уретрита.

По распространенности воспаления цистит бывает:

• локальный цистит – воспаление захватывает ограниченный участок слизистой оболочки мочевого пузыря;
  • диффузный цистит – воспаление протекает на всей поверхности мочевого пузыря.

В зависимости от морфологических изменений в стенке мочевого пузыря выделяют такие формы цистита:

• катаральный цистит – воспаление затрагивает только слизистую оболочку мочевого пузыря;
  • геморрагический цистит – в процесс вовлечены сосуды стенок мочевого пузыря, которые могут кровоточить;
  • язвенный цистит – характеризуется наличием дефектов в стенке мочевого пузыря – язв;
  • гангренозный цистит – выраженное воспаление с омертвлением участков мочевого пузыря;
  • интерстициальный цистит – воспаление соединительнотканной основы мочевого пузыря при аутоиммунном цистите.

Симптомы цистита

Итак, какие симптомы при цистите являются основными:

Цистит

Фото — Цистит

• нарушение мочеиспускания (дизурия) – проявляется затрудненным мочеиспусканием, особенно в начале;
  • боль при мочеиспускании – характер боли в виде жжения, в зависимости от выраженности и площади воспаления слизистой оболочки мочевого пузыря может быть в начале, в конце или на протяжении всего мочеиспускания;
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • общее недомогание и повышение температуры тела до субфебрильных цифр (37,5 – 37,9? С) – результат общей реакции организма на воспаление.

Проявления воспалительного заболевания мочевого пузыря достаточно разнообразны и зависят от пола, возраста и общего состояния организма.

Симптомы цистита у женщин сопровождаются резями при мочеиспускании, недержанием мочи, учащением мочеиспускания, императивными (повелительными) позывами к мочеиспусканию без выделения мочи. Также у женщин возможен цистит с кровью, когда происходит повреждение сосудов, при этом цвет мочи становится розовым или красным. Также признаки цистита у женщин могут сопровождаться симптомами уретрита (покраснение и отек выходного отверстия мочеиспускательного канала) и гнойными выделениями с мочой, которая становится мутной и с неприятным запахом. В зависимости от того, как проявляется цистит у женщин, можно предварительно предположить его вид и распространенность воспаления в мочевом пузыре, что позволит адекватно назначить дополнительное обследование и лечение. В период ремиссии (улучшения) при хроническом течении, симптомы могут полностью отсутствовать, однако при обострении (рецидив) они вновь появляются.

Симптомы цистита у беременных связаны в первую очередь с нарушением мочеиспускания, чувством неполного опорожнения мочевого пузыря и тянущими болями внизу живота. Симптомы при беременности и их возникновение являются результатом давления на мочевой пузырь увеличенной матки.

Цистит у пожилых женщин протекает с минимальными симптомами боли и резей при мочеиспускании. Однако практически всегда это заболевание сопровождается недержанием мочи, что существенно снижает качество жизни.

Симптомы интерстициального цистита имеют особенности, связанные с аутоиммунным поражением стенок мочевого пузыря, проявляются ложными позывами к мочеиспусканию и выраженной болью.

Симптомы цистита у мужчин сходны с таковыми при простатите, однако всегда сопровождаются болезненным мочеиспусканием и чувством неполного опорожнения мочевого пузыря. Моча может быть мутной с прожилками гноя, при повреждении сосудов стенок мочевого пузыря в ней может появляться кровь. Цистит у мальчиков же симптомы дает более интенсивные, чем у взрослых мужчин, может приводить к развитию энуреза (ночное недержание мочи). В целом симптомы мужского цистита очень напоминают простатит, поэтому обязательным является дополнительное обследование.

Про симптомы цистита вам расскажет квалифицированный врач-уролог

В зависимости от того, какие симптомы превалируют, проводится дополнительное обследование. Диагностика цистита у женщин основана на бактериологическом исследовании мочи с целью выявления возбудителя заболевания. Также проводится цистоскопия – визуальное обследование стенок мочевого пузыря.

Чтобы понимать, как облегчить симптомы цистита, обязательна консультация уролога и обследование, позволяющее выявить причину воспаления.