Лечение острого цистита, симптомы и признаки

Цистит — это воспаление мочевого пузыря. Среди заболеваний мочевыделительной системы эта патология занимает ведущее место и представляет на сегодняшний день серьезную медицинскую проблему, так как острый бактериальный цистит приводит к резкому нарушению нормального ритма жизни, снижению физической активности и работоспособности, и ограничению личной свободы. Частое рецидивирующее течение приносит в налаженную упорядоченную жизнь многих людей хаос и беспокойство, а стресс только усугубляет течение болезни. Заболевание встречается и у взрослых, и у детей. Женский пол в связи с анатомическими особенностями строения мочевыделительного канала более подвержен этой патологии. Острый цистит у мужчин встречается значительно реже и является, как правило, осложнением какого-либо урологического заболевания, например, аденома простаты.

Классификация цистита.

• По стадии выделяют острый и хронический цистит.
  • По течению цистит бывает первичный и вторичный (при других заболеваниях мочевого пузыря, уретры и предстательной железы и при тяжелой соматической патологии, например, при сахарном диабете).
  • По характеру изменений слизистой мочевого пузыря различают катаральный цистит, острый геморрагический цистит, кистозный цистит, язвенный и гангренозный цистит.

Острый цистит: причины заболевания

Цистоскопия, острый цистит

Чаще всего причиной развития цистита является инфекция. Это могут быть бактерии (стафилококк, стрептококк, кишечная палочка, хламидия, трихомонада и др.), вирусы, грибки (например, грибок вида Кандида) и микоплазмы, а также паразиты — шистосомы, церкарии. Инфекционный агент может попасть на слизистую мочевого пузыря тремя различными путями:

• Гематогенный — бактерии распространяются с кровью по кровеносным сосудам.
  • Лимфогенный — по лимфатическим сосудам с током лимфы.
  • Восходящий — по уретре: при несоблюдении личной гигиены или при незащищенном половом акте с инфицированным партнером бактерии в мочевой пузырь могут попасть через уретру.

Предрасполагающими факторами при этом являются переохлаждение, микротравматизация слизистой мочевого пузыря, например, во время медицинских манипуляций (катетеризация мочевого пузыря) или извращенных сексуальных утех, и наличие рубцовых изменений после операции на мочевом пузыре. Вообще, любая операция является фактором риска для развития инфекции, так как застойная моча служит благотворной средой для микробов в ослабленном организме пациента. Поэтому так часто страдают хроническим циститом лежачие больные после тяжелых операций, например, нейрохирургических или травматологических. Нередко страдают циститом и онкологические больные, у них заболевание развивается, как правило, после лучевой терапии (лучевой цистит) или посте приема агрессивных химиопрепаратов (химический цистит). Аллергический цистит может развиться вследствие употребления некоторых лекарственных препаратов, продуктов питания и средств личной гигиены. В связи с функциональными особенностями детской нервной системы у детей встречается часто нейрогенный цистит на фоне дисфункции мочевого пузыря. У женщин иногда встречаются послеродовый и постклимактерический циститы, оба вида патологии обусловлены в первую очередь гормональными перестройками в женском организме.

Острый цистит: симптомы

Основной жалобой больных являются боли внизу живота, сопровождающиеся сильными резями при мочеиспускании, нередко, особенно при паразитарной инвазии, встречается острый цистит с кровью и гноем, выделяемыми во время мочеиспускания. Боли в животе могут быть тянущими, колющими, режущими, разными по интенсивности, иногда схваткообразными. Наличие крови в моче — тревожный признак и является показанием для госпитализации в специализированный стационар для дообследования и адекватного лечения. Учащенное мочеиспускание, неприятный запах и изменение цвета мочи (моча мутная с хлопьями), боль, повышение температуры тела, боль, рези и жжение в мочеиспускательном канале, гематурия, постоянное желание помочиться — все это признаки острого цистита. Иногда заболевание протекает бессимптомно или сопровождается лишь ощущением дискомфорта внизу живота.

У детей диагностировать это заболевание труднее всего. Грудной малыш не умеет говорить, а ребенок постарше не способен описать боль, и только случайный анализ мочи в этом случае может помочь в диагностике. Поэтому любое беспокойство маленького человечка должно служить родителям сигналом быть внимательнее.

Диагностика острого цистита

Для уточнения диагноза в медицинской практике применяют следующие исследования:

1. общий анализ мочи и клинический анализ крови;
  2. бактериологический анализ мочи;
  3. ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря при наполненном мочевом пузыре и после мочеиспускания (для выявления нейрогенной дисфункции),
  4. цистоскопия с биопсией по показаниям (осмотр слизистой мочевого пузыря через специальный аппарат — цистоскоп, который вводится через уретру);
  5. КТ по показаниям.
  6. рентгенологические контрастные методы по показаниям.

Острый цистит: лечение

Лечение при цистите должно быть комплексным и индивидуальным. И в первую очередь оно должно быть направлено на санацию очагов инфекции и восстановление естественных защитных механизмов слизистой мочевого пузыря. Такое лечение должно включать в себя следующие моменты:

• антимикробная (этиотропная) терапия,
  • противовоспалительные препараты,
  • болеутоляющие и спазмолитики,
  • устранение нарушений мочеиспускания,
  • соблюдение правил личной гигиены и охранительный режим,
  • диета, питьевой режим до 4-5 литров в сутки.
  • иммунотерапия.

Этиотропная терапия при остром цистите заключается в выборе и назначении лекарственных средств, устраняющих причину заболевания. При бактериальном цистите препаратами выбора будут уроантисептики: монурал, фуразолидон, норфлоксацин, нитроксолин, фурадонин и другие.

Для купирования болевого синдрома применяют спазмолитические препараты и анальгетики, которые нередко обладают противовоспалительным действием: нурафен, но-шпа, баралгин, кетарол. Кроме того, эти препараты снимают спазм сфинктера уретры. Противовоспалительным, жаропонижающим и анальгезирующим действием обладают и такие препараты, как диклофенак и нимесулид. Для купирования аллергической реакции применяют антигистаминные препараты: супрастин, тавегил, кларитин.

Мы рекомендуем!Впервые в России высокоэффективные НЕДОРОГИЕ натуральные ПРЕПАРАТЫ из КАНАДЫ для лечения цистита и других воспалений мочеполовой системы женщин и мужчин. Рекомендуем убедиться в их эффективности.

Некоторые трудности врачи испытывают при поступлении больных с диагнозом острый геморрагический цистит: лечение этого вида цистита имеет некоторые особенности в связи с необходимостью экстренной оценки кровопотери, устранения дефицита объема циркулирующей крови и применения гемостатиков для остановки кровотечения.

Охранительный режим заключается в основном в отказе от половых контактов на время лечения.

Диета в составе методов лечения цистита — это не голодовка. Просто продукты подобраны только те, которые не раздражают слизистую мочевого пузыря, ограничено потребление соли и специй.

Лечение острого цистита у детей практически ничем не отличается от лечения взрослых. Подбираются антибактериальные препараты, которые можно применять в детском возрасте, дозировка, как правило, рассчитывается на массу тела, назначается обильное питье (морсы). Если нет аллергии, то могут назначить фитотрепараты, такие как брусничный лист или ромашка.

Первая помощь при остром цистите заключается в приеме обезболивающих и спазмолитических препаратов, таких как ношпа, баралгин, кетарол. Лучше, если есть возможность, ввести лекарственное средство внутримышечно. Следующим действием должно стать посещение врача, или вызов врача на дом. Самолечением лучше не заниматься, так как это может привести к тяжелым осложнениям.

Пациенты, страдающие рецидивирующей инфекцией мочевыделительной системы, должны знать, как снять острый приступ цистита в домашних условиях. Если дома нет никаких лекарственных препаратов, унять боль до приезда врача поможет грелка с горячей водой и обильное питье.

• Ната says:

Хорошая статья, все правильно написано. Самим лучится бесполезно,нужно обязательно идти к врачу, что бы он назначил правильное лечение. Мне доктор прописал курс из таблеток супракс солютаб и уро-ваксом, пить много воды и по возможности соблюдать постельный режим. Лечение длилось 3 месяца, симптомы уходили постепенно, сейчас уже хорошо себя чувствую. Таблетки продаются по рецепту, так что лечится самостоятельно не получится, обращайтесь к врачу.

• Белла says:

Я думаю, что лучше народными методами лечиться, чтобы не травить организм химией

• Полина says:

Я знакома с антибиотиком супракс солютаб, он не разрушает микрофлору кишечника и просто на ура справляется с бактериями. Мне уролог давал рецепт на его приобретение. Пила не долго, всего 7 дней, а вот результат в виде улучшений общего состояния я почувствовала на второй день приема.

• екатерина says:

А что за рецепт скажешь

• Лейка says:

Екатерина, рецепт, это своего рода документ для аптеки, что этому пациенту нужен данный антибиотик:) Есть лекарства безрецептурные, которые можно просто зайти и купить по желанию, а ест рецептурные, когда только по назначению врача и по рецепту от этого врача Вам продадут тот или иной препарат.
          Я, кстати, тоже с циститом однажды сталкивалась, было дело. Но так как форма была не запущенная и не хроническая, то мне удалось уропрофитом достаточно легко от него избавиться. Но так как из-за ослабления иммунитета эта гадость может снова появиться при наличии инфекции, то я этот препарат так же и для профилактики принимаю Он растительный и точно не повредит. зато циститом больше не заболею второй раз.

• Татьяна says:

О чём вы говорите ?! Какая химия? На дворе 21 век.. У меня острый геморрагический цистит . И если бы я не вызвала скорую, то плавно это бы перешло в хронический цистит и осложнения были бы очень сильными . Помимо того, что нужно обязательно колоть антибиотики , после того конечно , как вы узнали СВОЙ диагноз, так ещё и прежде всего вы сдаёте анализы!!!!! Вам делают цистоскопию , вы сдаёте множество различных анализов , чтобы врач знал чем вас лечить и какой сложности у вас болезнь ! Это всё очень серьёзно, не запускайте эту болезнь …

• Диана says:

Спасибо большое за статью, учту, тем более что цистит у меня очень частый гость.